Статьи команды Educay
программы обучения для руководителей и команд, стратегическая сессия, чат бот, чат-бот, чат бот телеграмм, проведение стратегических сессий, стратегическая сессия для компании, стратегическая сессия по трендам, тренды, обучение

Стратегическая сессия стартапа, зачем она нужна и как её провести

Многие из вас слышали о необходимости провести стратегическую сессию, но в стартапе не всегда понятно в какой именно момент её проводить, сколько это стоит и какой у неё должен быть формат.

Лилия Алексеенко, бизнес-тренер, Executive коуч ACC ICF, основатель компании Educay, расскажет о том, какой должна быть стратегическая сессия стартапа и какие инструменты для самостоятельного проведения такой сессии нужны.
Стратегическая сессия — это формат групповой работы руководителей компании, целью которой является создание и согласование стратегического плана развития на следующие несколько лет.
В этом определении важны следующие пункты:
Сессия — это всегда групповая работа, в сессии может принимать участие и вся команда, если компания небольшая и вас не более 20 человек, если вас больше, то на сессию приглашаются ключевые люди, отвечающие за разные направления. Сессия — это дискуссия, в которой создается не только стратегия, но и план реализации этой стратегии.
Еще пару лет назад стратегические сессии были направлены на долгосрочное планирование от 3 до 10−15 лет (в зависимости от компании, её размера и амбиций), однако в последнее время стали актуальны сессии со среднесрочным планированием на 1−2 года, в связи с тем, что нужны более гибкие планы и более близкие цели.
У стратегической сессии есть три важных этапа:
1) Исследование прошлого
2) Осознание настоящего
3) Формирование будущего
Классический формат сессии — 2−2,5 дня, в которых этапы распределяются следующим образом:
  • Первая половина первого дня — Исследование прошлого.
На этом этапе участники подводят итоги предыдущего периода: отмечают что получилось, какие ошибки были допущены, извлекают ценный опыт из своих ошибок.
  • Вторая половина первого дня уделяется осознанию настоящего.
Задача этого этапа сформулировать ту точку, в которой компания находится на данный момент. Здесь мы часто используем творческие элементы: участники либо рисуют картину (образ компании), либо собирают из кубиков конструктора фигуру компании, либо делают коллаж из журналов. Образное мышление помогает более объемно выгрузить представление о компании, увидеть слабые места, определить что уже на данном этапе работает хорошо.
  • Второй день полностью посвящен формированию будущего.
На этом этапе участники создают видение компании — снова используя творческие элементы. Хорошо работает связка элементов настоящее — будущее, т.к. можно потом сравнить: что изменилось?
После того, как создано Видение (куда компания должна прийти) важно выгрузить все возможные препятствия и барьеры (что может помешать?). Здесь нам помогает классический мозговой штурм, участники выгружают все барьеры на карточки, затем объединяют их. После того, как барьеры выгрузили и объединили, участники создают план реализации видения, с учетом имеющихся барьеров, то есть на этом этапе уже можно многие риски учесть и обойти.
План расписывается на проекты и задачи, каждый проект или задача получают ответственного и сроки реализации. Таким образом по окончанию сессии у каждого участника получается полная картина того, куда идет компания, что нужно учесть в достижении целей и как именно будут достигаться поставленные цели.
Какие нюансы нужно учесть для стартапа?
1) Четко сформулируйте для себя цель сессии: Что именно вы хотите получить в результате этой сессии? Каким на ваш взгляд должен быть идеальный результат работы команды? — это поможет вам составить план.
2) Определите кто будет проводить вашу сессию. Если вы — руководитель компании, то ваш вклад будет более значим в роли участника, а не в роли ведущего данной сессии, здесь лучше всего делегировать задачу. Если у вас позволяет бюджет — наймите профессионального фасилитатора, это значительно снизит риски. Если бюджета нет, то передайте эту задачу либо отделу персонала, либо тому, кто умеет слышать разные точки зрения и снимать разногласия в процессе обсуждения.
3) Начните с прошлого, даже если компании всего пара недель. Пусть это будет не более 1 часа, на этом этапе вы можете провести знакомство участников, которые поделятся своим опытом и своими сильными сторонами, которые вам помогут далее реализовать стратегию.
4) На этапе осознания настоящего уделите внимание тем процессам, которые уже работают, сразу проработайте возможные сложности, разрешая участникам выражать свое мнение. В сессии нет «правильных» ответов, есть только мнение каждого участника и именно оно имеет значение.
5) После формирования видения обязательно сформулируйте четкие пункты целей, которые будут понятны каждому. Например, участники нарисовали ракету, которая покоряет космические просторы, переведите это в цифру: ракета — это компания, сколько в ней сотрудников? Какой оборот или доход? Космические просторы — это какой рынок или рынки? Как мы определим фактически, что это уже просторы или мы еще в слоях атмосферы? Именно эти цели вы будете достигать.
Стратегическая сессия очень важна для команды руководителей, т.к. именно она дает понимание куда движется бизнес, какая следующая цель и как всей команде к этой цели идти. В каждой сессии есть свои нюансы, даже в одной компании не бывает одинаковых сессий.
Желательно проводить такие сессии регулярно, не реже одно раза в год, а в период серьезных изменений — дважды в год. Мы желаем вам стремительного роста вашего бизнеса, чтобы ваши стратегические сессии были максимально полезны для компании и для ваших участников!