Статьи команды Educay

Нужна ли чат-боту визуализация или «И так сойдет»?

Как только настало время перемен и мы резко перешли на удаленку, круто трансформировалось обучение.
Не стало привычных нам тренингов с перерывами на поболтать и кофе-брейков.
На смену им пришли вебинары, курсы, марафоны и интенсивы.
Часть проводилась совсем вручную и была «завязана» на личности тренера, другая — полностью или частично была автоматизирована и не требовала участия человека.
Одним из таких форматов стал чат-бот.
Программу обучения нужно единожды сформировать, а далее уже раскатывать на команду в 10-50-100-1000 и более человек.
Удобно? Очень!
Поскольку обучение через чат-боты — сильнейший тренд последних лет, который тесно связан с автоматизацией и диджитализацией(и вообще со всем таким айти;), это наложило на него ряд особенностей.
Одна из таких — отсутствие визуала.
Не важно, на какой платформе реализован чат-бот (наша компания имеет опыт реализации в Телеграм, Slack, MatterMost и GetCourse, например), зачастую это просто набор заданий и форм для сбора ответов.
Чат-бот «на серьёзном», никаких картинок и героев, мы ведь пришли сюда учиться.
Как бы не так!

Визуализация просто мастхэв для чат-бота.

Ну посудите сами.
Во-первых, при разработке чат-бота опирайтесь на брендбук компании и оформляйте материалы в соответствии с брендбуком. Это могут быть картинки к заданиям, правила прохождения чат-бота или рейтинг участников.
Достаточно взять основные элементы — цветовую палитру, шрифт и фирменные иконки и чат-бот уже обретет целостность и станет чат-ботом именно вашей компании.
Во-вторых, оформите в едином стиле все дополнительные материалы — чек-листы, инструкции, презентации и сертификаты о прохождении чат-бота. Это точно того стоит, ведь эти материалы останутся у участников даже после прохождения обучения!
В-третьих, придумайте персонажа для чат-бота — героя, который за руку будет вести участников через блоки обучения, героя, который замотивирует тех, кто отстал и похвалит тех, кто молодец.
А в-четвертых, если у вас диалоговый чат-бот, то непременно визуализируйте разговор главного героя с сотрудниками/ клиентами/ коллегами. Нарисуйте комиксы и предложите участникам выбрать наиболее подходящий вариант. Это вообще прием в самое сердечко, максимальное вовлечение в процесс вам гарантировано.
Задача визуала в чат-боте не только сформировать единое по стилю пространство, увязать его с компанией и сделать уникальным продуктом. Основная цель всё-таки в том, чтобы сотрудникам был понятен материал, чтобы он их вовлекал в прохождение заданий и информация лучше запоминалась, благодаря образам – якорям.
Если вам всё это не нужно, то конечно чат-бот и без визуала остается чат-ботом.
Но какой в этом толк, если сотрудники все задания просто проходят.. мимо?!
В копилке наших кейсов – чат-бот для IT-компании по формированию навыка предоставления письменной обратной связи в период Performance Review.
В бот мы заложили и микроуроки, и текстовый материал, видео задания и разные типы отработок.
Если говорить про визуал, то в боте мы сделали следующее:
  • Каждое правило и лайфхак визуализировали картинкой в тему, чтобы участники лучше запоминали информацию.
  • После прохождения направляли участникам воркбук со всем теоретическим материалом курса, чтобы в дальнейшем они всегда могли вернуться и освежить в памяти информацию.
  • Заставки на видео уроки выполнили в стиле компании, чтобы обеспечить единство всех видов информации.
  • Для чат-бота по обратной связи (сокращено ОС) придумали своего героя — Оскара. Кстати, участники так полюбили его, что уже после завершения интенсива по обратной связи, между собой шутят «Вот здесь Оскар сказал бы так…».
Результаты запуска чат-бота приятно нас удивили, мы анализировали и обратную связь участников, и доходимость до конца, качество ответов и количество заработанных баллов и другие параметры.
В компании было принято решение ежегодно перед процедурой оценки запускать подобное обучение. И мы уверены, что не последнюю роль в эффективности чат-бота сыграла именно визуализация.