Для чего нужна обратная связь?
Разберемся с термином. Он пришел в корпоративный мир из физики: любое действие, которое вы совершаете над объектом, дает обратную связь. Она помогает получить информацию о свойствах объекта. В реальной жизни все точно так же: любое действие, которое мы совершаем или не совершаем, имеет обратную связь. Сейчас этот термин из-за корпоративных искажений часто воспринимают как что-то неприятное, но на самом деле в обратной связи нет ничего плохого.
С точки зрения целей выделяют позитивную и корректирующую обратную связь. Цель позитивной обратной связи — поддержать поведение собеседника, которое вы наблюдаете. Например, в ваш отдел пришел новый сотрудник и вы стали его куратором. Чтобы закрепить желаемое поведение коллеги, вы поддерживаете его: «Ты — молодец. Да, вот здесь ты сделал все правильно». И, наоборот, цель корректирующей обратной связи — изменить поведение собеседника, указать на недочеты, которые нужно исправить. Например: «Вот здесь ты ошибся, надо было сделать так. Давай покажу». При этом вы не всегда напрямую влияете на поведение другого человека через обратную связь, но точно показываете, как именно его поведение влияет на вас, на результат работы и на другие факторы. Крайне важно уметь не только правильно давать обратную связь, но и правильно ее запрашивать.
Как запросить у руководителя обратную связь?
Учтите несколько правил для обратной связи — они помогут вам запрашивать ее у руководителя и грамотно ее транслировать. Обратная связь — какая она?
Конкретная и корректная. Именно конкретика помогает понять, что в поведении нужно сохранить или изменить. Если вы будете слышать от руководителя только «Ты — молодец», то перестанете понимать, что именно вы делаете хорошо. В таком случае уточните, какие конкретно действия вызвали эту реакцию. Формулировка «Ты в нужное время отправила письмо, ты — молодец» — более точная, в ней определили поведение, которое стоит поддерживать. В то же время, если вы будете слышать только «Все плохо!», это не поможет изменить поведение — непонятно, что конкретно нужно менять. Поэтому важно уточнить, что именно плохо. Формулировка «Ты отправила письмо на два часа позже, чем я тебя просил» — более конкретная, и вы понимаете, как не нужно поступать в следующий раз.
О поведении, а не о личных качествах. Если руководитель говорит вам: «Ты странно себя ведешь, ты вообще очень странная» — это субъективная оценка ваших личных качеств, а не обратная связь. В таком случае лучше уточнить, что конкретно в вашем поведении руководитель считает странным. Ответ «Когда ты пристально смотришь на меня перед тем, как ответить на вопрос, мне кажется это странным» — корректный. Здесь руководитель точно описал, что именно считает странным, и дал оценку вашему поведению через «Я-сообщение».
О том, что собеседник видел лично. Обратная связь должна основываться на фактах, на том, что ваш шеф видел лично, а не узнал со слов других людей. Фразы «Мне все говорят, что ты плохо работаешь» или «Маша мне сказала, что ты ей нагрубила» нельзя считать обратной связью — они не конкретны. Это прямое нападение, которое требует защитной реакции. Если вы услышите что-то подобное от руководителя, задайте уточняющие вопросы: «Что именно сказала Маша?», «О каком поведении она говорила?», «Как она определила грубость?», «Почему не сказала мне об этом лично?». Предложите обсудить ситуацию с тем, кто передал такую обратную связь руководителю, или самостоятельно инициируйте встречу.
Обязательно проговорите, что ваша цель — искренне понять, о каком поведении шла речь, а не выяснить отношения. На встрече деликатно запросите обратную связь: в какой ситуации и какое ваше поведение вызвало у собеседника негатив. Не торопитесь делать выводы без подобного разговора — преждевременные выводы бывают ошибочными и приводят к конфликтам.
С балансом негатива и позитива. Если ваш руководитель использует только один вид обратной связи, это наверняка негативно скажется на вашей работе и на вас лично. Представьте, что вы работаете с двумя руководителями, один из которых не умеет давать поддерживающую обратную связь, а другой — корректирующую. Разберем подробнее эти ситуации в таблице ниже.
Как отсутствие разносторонней обратной связи влияет на вас
Как принимать обратную связь
Получить обратную связь — не то же самое, что ее принять. Чтобы адекватно, без обид, принимать обратную связь, делайте это по определенному алгоритму с учетом нескольких важных правил.
Осознайте. Дайте себе время осознать, что именно вы услышали, когда принимали обратную связь. Не торопитесь оправдываться, извиняться и не придумывайте смыслы словам. Для начала просто постарайтесь услышать, что именно вам сказал собеседник.
Уточните. Подумайте: обратная связь, которую вам только что дали, имеет однозначный смысл? Если вы сомневаетесь в том, что услышали, или не поняли, о чем конкретно вам сказали, задайте уточняющие вопросы.
Например: «Не совсем понимаю, о чем вы говорите. Что конкретно вам не нравится в моем поведении/работе?». Попробуйте также вернуть слова собеседника: «Я правильно поняла, что тебе не нравится это и это в моем поведении?». Так вы покажете, как поняли смысл сказанного, и одновременно с этим попросите вас исправить.
Примите решение. Определите, что вы будете делать с обратной связью. Обратная связь — это подарок, который вы получили. Вы его развернули, и здесь возможно несколько вариантов развития событий. Если в «подарке» не совсем то, чего вы ожидали, — поблагодарите дарителя и отложите подарок. А если в нем то, что вам очень нужно и поможет стать лучше, — начните это использовать. Если в «подарке» то, что вам не подходит и вообще не нужно, — смело выбрасывайте.
Очень рекомендуем наблюдать за повторами обратной связи: если вам несколько раз сказали, что вы делаете что-то не так, — это действительно повод задуматься над своим поведением и уточнить, что конкретно вызывает такую реакцию.
Обратная связь — инструмент, который помогает вам ориентироваться в пространстве коммуникации. Он дает вам картину того, как вас воспринимают другие люди, но выбор, как действовать дальше, делаете только вы сами. Попрактикуйтесь запрашивать, давать и принимать обратную связь, чтобы вывести отношения с руководителем и коллегами на новый уровень и повысить личную эффективность.