Статьи команды Educay

Факапы при создании обучающего чат-бота

Есть ли пошаговая инструкция создания обучающего чат-бота? Нет, такой инструкции нет. И нет инструкции, на что обратить внимание, чтобы избежать или минимизировать ошибки.

На просторах интернета можно найти много рекомендаций, на что обратить внимание:

  1. Продумать стратегию обучения через чат-бот.
  2. Продумать функционал чат-бота.
  3. Заполнить чат-бот контентом.
  4. Дать чат-боту имя, выбрать стилистику и подачу речи.
  5. Чат-бот не должен быть надоедливым.

И в общем то все, а что дальше то? Все остальное приобретается только через опыт, метод проб и ошибок, совершенствования и еще раз совершенствования.
В этой статье, Виктория Лапушко и и Лилия Алексеенко, специалисты по запуску проектов Educay, расскажу вам, с чем мы столкнулись, когда создавали свой первый Educay-бот по обучению письменной обратной связи. Для нас он как первенец, которого мы долго ждали, и которого мы сейчас холим и лелеем, и безумно любим. Знакомьтесь, его зовут Оскар.

История Оскара началась в феврале 2022 года, когда к нам из крупной компании прилетел запрос — сделать программу обучения подготовки сотрудников для предоставлению письменной обратной связи.

Какие были вводные по запросу от заказчика?

1. Сотрудники очень заняты.

2. Обучение должно быть в формате коротких уроков.

3. Доходимость до конца курса должна быть не менее 70%.

4. Естественно, чтобы был виден результат на уровне изменений в предоставлении обратной связи в рамках процесса Performance Review.

5. И самое главное — старт процесса через 3 недели.

Звучит вроде бы все просто, однако, предоставление письменной ОС это навык, который нужно нарабатывать. Как минимум изучить правила и нюансы ОС, научиться из рабочей ситуации вычленять факты, на которые можно опираться, и еще отрабатывать это письменно. И здесь мы понимаем, что обучение должно быть длительным, несколько недель, чтобы проработать все правила.
Как думаете, что важно для такого обучения, чтобы участники дошли до конца?

Конечно же, авторская методика подачи материала через легкое погружение в тему, максимальное погружение в практику, интересная подача и визуализация, которые будет создавать эмоции и впечатления у участников.

Мы понимали, что это должны быть не короткие вебинары и домашние задания, а что-то, с чем хотелось бы взаимодействовать на постоянной основе.

Собрав все вводные и определив критерии, мы поняли, что нам необходимо создать обучающий чат-бот на корпоративной платформе заказчика.

С командой из пяти человек: Автор концепции, методолог, дизайнер и два технических специалиста, мы приступили к разработке продукта. Для разработки нам необходимо было минимум минимум 2 месяца, а у нас было две недели до старта тестовой группы. «Глаза боятся, а руки делают», — решили мы и погрузились в активную работу.
Основная сложность, с которой мы столкнулись в техническом плане:

  • Платформа имеет свои ограничения и особенности в написании кода. Не все стандартные команды подошли, пришло писать новую основу для бота практически с нуля.
  • Сформировать структуру чат бота с необходимыми функциями было возможно только после того, как весь материал был собран методологами, нельзя было параллельно запустить процесс разработки.
С учетом ограничения времени мы разделили проект на этапы и вели параллельные задачи на всех этапах где это было возможно.

Получился мини-конвейер: методологи разрабатывали материал одной недели, разработчики писали код, тут же тестировали, запускали участников тестовой группы, а метологи брали следующий блок работы. Общая метафора нашего процесса: поезд идет на полном ходу, а мы перед ним прокладываем рельсы.

Основные ошибки которые мы для себя определили появились тогда, когда участники уже проходили курс и подсвечивали, все нюансы на которые стоило бы обратить внимание.

Ошибка №1 Продолжительность курса.

Обучение от Оскара было продолжительностью 4 недели, где каждый день он присылал по одному лаконичному правилу в виде мини видеоурока на 2−3 минут.

По окончанию обучения тестовой группы мы поняли, что 4 недели слишком долго для ежедневного взаимодействия с ботом. В последующем мы сократили обучение до 3-х недель, и это стало идеальным для данного обучения.

Ошибки №2, №3 и №4 Домашние задания.

Авторская методика предпологает мини домашние задания, на которые нужно инвестировать до 10 минут в день, с разным форматом выполнения и поэтапным усложнением (выбор вариантов, исправление ошибок, написание обратной связи).

Однако, что тут может пойти не так? А вот всё!

№ 2. Условия задачи не были выделены жирным шрифтом, они шли после ситуации отдельным предложением, однако должны бросаться в глаза, потому что глазами методолога все понятно, но участникам виднее понятно или нет.

№ 3. Правильный ответ определялся визуально более длинной формулировкой.

Вот что нам писали участники:
№4. Формат заданий разный и вроде на усложнение всё идет, но участники хотели изюминку и эффект неожиданности! Мы его добавили, включили актерское мастерство и записали ситуации в формат видео.

Вот такие отзывы мы получили:

Ошибка №5. Критерии оценки

На ответы участников предоставления обратной связи отвечали наши кураторы, оценивали ответ, давали свои рекомендации, как улучшить обратную связь.

Здесь мы столкнулись с тем, что нет четких критериев оценки ответов. Почему куратор поставил такие баллы? На что обращал внимание? Что важно в ОС 100% соблюдать, за что снимут баллы, а что можно прочитать в качестве рекомендаций. После этого мы разработали четкий и понятный алгоритм проверки, проработали его с кураторами и сейчас только максимум у 4−5 участников из 100 могут возникнуть вопросы, и то, чтобы понять, как сделать по-другому, лучше. Это конечно большое достижение для нас, так как при первом запуске из 35 человек, 7 участников точно задавались вопросами насчет правил начисления баллов.

Ошибка №6. Частота напоминаний

В начале статьи писала о том, что бот не должен быть надоедливым. И тут вопрос, надоедливым на сколько? Есть ли критерии оценки этой надоедливости?)

При первом запуске мы сделали 4 напоминания в день через каждые три часа, что нужно не забыть пройти задание - как понимаете, мы получили "по шапке". Сейчас мы уменьшили до одного напоминания в день ближе к концу рабочего дня. Но что больше всего меня поразило, мы какое-то время определялись, а в какое время должен просыпаться Оскар, и присылать участникам новые правила нового дня. Оказалось, что в 10:00 это поздно, многие участники писали, что хотят рано с утра прочитать и пройти задания. Окей, принято! Поставили будильник Оскару на 9:00, что оказалось слишком рано. Сейчас будильник у Оскара стоит на 9:15 по Мск, что всех устроило. Парадокс, но факт, 15 минут сыграли важную роль на настроение участников.

Сейчас проработав все запросы и нюансы, мы получаем положительную обратную связь:
Я и наша команда, точно знают, чтобы добиться мастерства в чем-то нужно изучить все подводные камни, все подвохи и нюансы, и тогда ты будешь первоклассным специалистом.

Сейчас мы готовим Educay-ботов и на другие темы: планирование, выстраивание связей. Все наши боты сразу учитывают все детали и нюансы
Если вам нужно в компании разработать обучающий бот, то вам к нам!

Мы создаем не просто чат-боты, мы создаем живых Educay-ботов, как Оскара, которого полюбила вся компания, опираясь на авторскую методику разработки, которую выверили практическим путем.