Ограничен ли наш разум или мы сами находим ему ограничения? Как обучающим мероприятиям раскрыть потенциал участников? Почему настроение тренера имеет значение? В этой статье мы говорим о концепции безграничного разума и раскрываем способы применения ее тезисов в проектировании увлекательного и эффективного корпоративного обучения.
В мире, где постоянные изменения стали новой нормой, способность адаптироваться и учиться приобретает решающее значение. И речь идет не только о повседневной жизни и профессиональной деятельности, все то же самое происходит и в области корпоративного обучения.
Вы когда-нибудь задумывались, почему после серии вебинаров ваш мозг чувствует себя как после марафона Netflix без перерывов на пиццу? Монотонность обучения и низкие образовательные результаты – первая причина взглянуть на обучение под другим углом!
В поисках новых смыслов и подходов к проектированию обучения я обратилась к книге Джо Боулер «Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений». Автор предлагает уникальный взгляд на процесс обучения в целом, который также может трансформировать подход к корпоративному обучению.
В чем суть?
Основной тезис книги заключается в том, что каждый человек обладает «безграничным разумом», способным к постоянному развитию и обучению на протяжении всей жизни (приятное открытие, особенно, когда тебе за 30). Вроде бы простая мысль, но вы только задумайтесь, как много в ней глубины!
С глубины этой мысли автор поднимает на поверхность все ограничивающие установки, связанные с обучением, и приводит нам много примеров изучения математики в разных странах мира.
Оказывается, фразы типа «мне не дано быть математиком/лингвистом/трактористом» – то всего лишь отговорки, и на самом деле каждый из нас способен на достижение самых высоких вершин в любом занятии. Вопрос лишь во времени, которое мы потратим, и в том, сколько ограничивающих установок будет нас останавливать.
Меня этот тезис вдохновил на многодневные размышления, в ходе которых я пришла к идее рассмотреть трансформацию решения задач корпоративного обучения в двух плоскостях:
С точки зрения атмосферы обучения
С точки зрения формирование комплексного подхода к решению задач
Создай атмосферу обучения
Если мы говорим об оффлайн мероприятиях, то для достижения более высоких результатов обучения нам следует обратить внимание не только на неотъемлемые вещи в роде флипчарта и стульев, но также взять в расчет неочевидные элементы, которые также могут оказать влияние на процесс и эффективность обучения:
- фоновая музыка (какие звуки встречают участников, что звучит на протяжении их работы и т.д)
- динамика мероприятия (как быстро совершается переход от блока к блоку, есть ли в этом процессе время на качественную рефлексию)
- настроение тренера/модератора/фасилитатора (да-да, настрой и посыл ведущего образовательное мероприятие также влияет на то, как участники будут взаимодействовать и насколько будут вовлечены). Фактически то, как он действует, задает участникам ролевую модель работы на обучении.
Помимо создания атмосферы обучения на мероприятии, важным элементом организации обучения является создания среды, в которой легализованы ошибки. Это правило справедливо для любого процесса обучения, но критически важно для фасилитаций и командных сессий.
Способствовать созданию доверительной среды можно:
- прямо обозначив запрет на критику чьих-либо идей, заменив ее на правила предоставления конструктивной обратной связи
- в начале обучения на время сняв с участников их профессиональные роли (менеджеры больше не менеджеры, рядовые сотрудники больше не рядовые сотрудники). Это простое действие помогает не только раскрепоститься участникам и свободно выражать свои идеи, но также позволяет каждому взглянуть на решаемую проблему/задачу обучения с разных сторон. И здесь мы упираемся в другой важный постулат эффективного обучения и развития – комплексный подход к решению задач.
Не смотри прямо, смотри сбоку
В обучении Джо Боулер призывает смотреть даже на простую задачу с разных сторон, пытаться решать ее разными способами: аналитически, графически, через физическое действие. Такой метод значительно развивает гибкость нашего мышления, а значит, повышает нашу адаптивность к быстроменяющимся условиям среды. Вот пример, пример вариативности решения одной и той же простой математической задачи, который приводит автор:
В корпоративном обучении визуально оформить процесс обучения помогает использование элементов скрайбинга в презентации идеи и графическом оформлении решений. Даже с точки зрения человеческого восприятия информации этот подход очень полезен, так как визуальное оформление идей/решений задействует одновременно минимум слуховую и зрительную память.
Как еще повысить эффективность корпоративного обучения?
Как методолог в области корпоративного обучения, я вижу огромный потенциал в применении идеи «безграничного разума» для разработки обучающих программ. Поделюсь несколькими из них:
Развитие мышления роста
Стимулирование сотрудников к развитию мышления роста, которое подразумевает уверенность в том, что способности не фиксированы и могут развиваться через усилия и обучение.
Индивидуализированный подход
Создание персонализированных обучающих программ, учитывающих уникальные способности и потребности каждого сотрудника, вместо универсальных решений.
Ошибки – это новые фичи
В IT баги – это повседневность, так почему бы не отнестись к ошибкам в обучении, как к возможности для апгрейда? "Безграничный разум" предлагает смотреть на ошибки, как на шанс создать версию себя 2.0. Из этого вытекает необходимость поощрение культуры, где ошибки рассматриваются как неотъемлемая часть обучения и развития, а не как нечто, чего следует избегать.
Нейронаука – не только для ботаников
Джо Боулер делает науку веселой и доступной.
Забудьте о скучных вебинарах! В прогрессивном и эффективном обучении нейроны танцуют ламбаду, и каждый может к ним присоединиться. Так для создания более эффективных методик обучения важно активно использовать достижения нейронауки, например, мнемотехники.
Мнемотехники — это приёмы, которые основаны на кодировании информации в виде визуальных образов, звуковых ассоциаций или историй. Человек связывает новый материал с тем, что уже хранится в его памяти.
Учиться везде и всегда
Поддержка идеи непрерывного обучения, подчеркивая, что процесс развития навыков и знаний не ограничивается определенным возрастом или стадией карьеры. Помните, ваш мозг всегда готов к новым знаниям, будь то новый язык программирования или курс по выживанию в джунглях корпоративной культуры.
Пару слов напоследок
Концепция "безграничного разума" предлагает вдохновляющий взгляд на возможности каждого человека в области обучения и развития. В корпоративном контексте эта идея может служить фундаментом для создания более гибких, инклюзивных и результативных обучающих программ. Принятие этих принципов может помочь нам не только развивать потенциал сотрудников, но и создавать более инновационные и адаптируемые организации.
Автор статьи: Мария Нилова Методолог и разработчик электронных курсов компании Educay