Статьи команды Educay

Факапы при создании обучающего чат-бота

2023-11-09 16:07
Есть#nbsp;ли пошаговая инструкция создания обучающего чат-бота? Нет, такой инструкции нет. И#nbsp;нет инструкции, на#nbsp;что обратить внимание, чтобы избежать или минимизировать ошибки.

На#nbsp;просторах интернета можно найти много рекомендаций, на#nbsp;что обратить внимание:

  1. Продумать стратегию обучения через чат-бот.
  2. Продумать функционал чат-бота.
  3. Заполнить чат-бот контентом.
  4. Дать чат-боту имя, выбрать стилистику и#nbsp;подачу речи.
  5. Чат-бот не#nbsp;должен быть надоедливым.

И#nbsp;в#nbsp;общем то#nbsp;все, а#nbsp;что дальше то? Все остальное приобретается только через опыт, метод проб и#nbsp;ошибок, совершенствования и#nbsp;еще раз совершенствования.
В#nbsp;этой статье, Виктория Лапушко и#nbsp;и#nbsp;Лилия Алексеенко, специалисты по#nbsp;запуску проектов Educay, расскажу вам, с#nbsp;чем мы#nbsp;столкнулись, когда создавали свой первый Educay-бот по#nbsp;обучению письменной обратной связи. Для нас он#nbsp;как первенец, которого мы#nbsp;долго ждали, и#nbsp;которого мы#nbsp;сейчас холим и#nbsp;лелеем, и#nbsp;безумно любим. Знакомьтесь, его зовут Оскар.

История Оскара началась в#nbsp;феврале 2022 года, когда к#nbsp;нам из#nbsp;крупной компании прилетел запрос#nbsp;— сделать программу обучения подготовки сотрудников для предоставлению письменной обратной связи.

Какие были вводные по#nbsp;запросу от#nbsp;заказчика?

1. Сотрудники очень заняты.

2. Обучение должно быть в#nbsp;формате коротких уроков.

3. Доходимость до#nbsp;конца курса должна быть не#nbsp;менее 70%.

4. Естественно, чтобы был виден результат на#nbsp;уровне изменений в#nbsp;предоставлении обратной связи в#nbsp;рамках процесса Performance Review.

5. И#nbsp;самое главное#nbsp;— старт процесса через 3 недели.

Звучит вроде#nbsp;бы все просто, однако, предоставление письменной#nbsp;ОС это навык, который нужно нарабатывать. Как минимум изучить правила и#nbsp;нюансы ОС, научиться из#nbsp;рабочей ситуации вычленять факты, на#nbsp;которые можно опираться, и#nbsp;еще отрабатывать это письменно. И#nbsp;здесь мы#nbsp;понимаем, что обучение должно быть длительным, несколько недель, чтобы проработать все правила.
Как думаете, что важно для такого обучения, чтобы участники дошли до#nbsp;конца?

Конечно#nbsp;же, авторская методика подачи материала через легкое погружение в#nbsp;тему, максимальное погружение в#nbsp;практику, интересная подача и#nbsp;визуализация, которые будет создавать эмоции и#nbsp;впечатления у#nbsp;участников.

Мы#nbsp;понимали, что это должны быть не#nbsp;короткие вебинары и#nbsp;домашние задания, а#nbsp;что-то, с#nbsp;чем хотелось#nbsp;бы взаимодействовать на#nbsp;постоянной основе.

Собрав все вводные и#nbsp;определив критерии, мы#nbsp;поняли, что нам необходимо создать обучающий чат-бот на#nbsp;корпоративной платформе заказчика.

С#nbsp;командой из#nbsp;пяти человек: Автор концепции, методолог, дизайнер и#nbsp;два технических специалиста, мы#nbsp;приступили к#nbsp;разработке продукта. Для разработки нам необходимо было минимум минимум 2 месяца, а#nbsp;у#nbsp;нас было две недели до#nbsp;старта тестовой группы. «Глаза боятся, а#nbsp;руки делают»,#nbsp;— решили мы#nbsp;и#nbsp;погрузились в#nbsp;активную работу.
Основная сложность, с#nbsp;которой мы#nbsp;столкнулись в#nbsp;техническом плане:

  • Платформа имеет свои ограничения и#nbsp;особенности в#nbsp;написании кода. Не#nbsp;все стандартные команды подошли, пришло писать новую основу для бота практически с#nbsp;нуля.
  • Сформировать структуру чат бота с#nbsp;необходимыми функциями было возможно только после того, как весь материал был собран методологами, нельзя было параллельно запустить процесс разработки.
С#nbsp;учетом ограничения времени мы#nbsp;разделили проект на#nbsp;этапы и#nbsp;вели параллельные задачи на#nbsp;всех этапах где это было возможно.

Получился мини-конвейер: методологи разрабатывали материал одной недели, разработчики писали код, тут#nbsp;же тестировали, запускали участников тестовой группы, а#nbsp;метологи брали следующий блок работы. Общая метафора нашего процесса: поезд идет на#nbsp;полном ходу, а#nbsp;мы#nbsp;перед ним прокладываем рельсы.

Основные ошибки которые мы#nbsp;для себя определили появились тогда, когда участники уже проходили курс и#nbsp;подсвечивали, все нюансы на#nbsp;которые стоило#nbsp;бы обратить внимание.

Ошибка №1 Продолжительность курса.

Обучение от#nbsp;Оскара было продолжительностью 4 недели, где каждый день он#nbsp;присылал по#nbsp;одному лаконичному правилу в#nbsp;виде мини видеоурока на#nbsp;2−3 минут.

По#nbsp;окончанию обучения тестовой группы мы#nbsp;поняли, что 4 недели слишком долго для ежедневного взаимодействия с#nbsp;ботом. В#nbsp;последующем мы#nbsp;сократили обучение до#nbsp;3-х недель, и#nbsp;это стало идеальным для данного обучения.

Ошибки №2, №3 и №4 Домашние задания.

Авторская методика предпологает мини домашние задания, на#nbsp;которые нужно инвестировать до#nbsp;10 минут в#nbsp;день, с#nbsp;разным форматом выполнения и#nbsp;поэтапным усложнением (выбор вариантов, исправление ошибок, написание обратной связи).

Однако, что тут может пойти не#nbsp;так? А#nbsp;вот всё!

№ 2. Условия задачи не#nbsp;были выделены жирным шрифтом, они шли после ситуации отдельным предложением, однако должны бросаться в#nbsp;глаза, потому что глазами методолога все понятно, но#nbsp;участникам виднее понятно или нет.

№ 3. Правильный ответ определялся визуально более длинной формулировкой.

Вот что нам писали участники:
№4. Формат заданий разный и вроде на усложнение всё идет, но участники хотели изюминку и эффект неожиданности! Мы его добавили, включили актерское мастерство и записали ситуации в формат видео.

Вот такие отзывы мы получили:

Ошибка №5. Критерии оценки

На#nbsp;ответы участников предоставления обратной связи отвечали наши кураторы, оценивали ответ, давали свои рекомендации, как улучшить обратную связь.

Здесь мы#nbsp;столкнулись с#nbsp;тем, что нет четких критериев оценки ответов. Почему куратор поставил такие баллы? На#nbsp;что обращал внимание? Что важно в#nbsp;ОС 100% соблюдать, за#nbsp;что снимут баллы, а#nbsp;что можно прочитать в#nbsp;качестве рекомендаций. После этого мы#nbsp;разработали четкий и#nbsp;понятный алгоритм проверки, проработали его с#nbsp;кураторами и#nbsp;сейчас только максимум у#nbsp;4−5 участников из#nbsp;100 могут возникнуть вопросы, и#nbsp;то, чтобы понять, как сделать по-другому, лучше. Это конечно большое достижение для нас, так как при первом запуске из#nbsp;35 человек, 7 участников точно задавались вопросами насчет правил начисления баллов.

Ошибка №6. Частота напоминаний

В начале статьи писала о том, что бот не должен быть надоедливым. И тут вопрос, надоедливым на сколько? Есть ли критерии оценки этой надоедливости?)

При первом запуске мы сделали 4 напоминания в день через каждые три часа, что нужно не забыть пройти задание - как понимаете, мы получили "по шапке". Сейчас мы уменьшили до одного напоминания в день ближе к концу рабочего дня. Но что больше всего меня поразило, мы какое-то время определялись, а в какое время должен просыпаться Оскар, и присылать участникам новые правила нового дня. Оказалось, что в 10:00 это поздно, многие участники писали, что хотят рано с утра прочитать и пройти задания. Окей, принято! Поставили будильник Оскару на 9:00, что оказалось слишком рано. Сейчас будильник у Оскара стоит на 9:15 по Мск, что всех устроило. Парадокс, но факт, 15 минут сыграли важную роль на настроение участников.

Сейчас проработав все запросы и нюансы, мы получаем положительную обратную связь:
Я#nbsp;и#nbsp;наша команда, точно знают, чтобы добиться мастерства в#nbsp;чем-то нужно изучить все подводные камни, все подвохи и#nbsp;нюансы, и#nbsp;тогда ты#nbsp;будешь первоклассным специалистом.

Сейчас мы#nbsp;готовим Educay-ботов и#nbsp;на#nbsp;другие темы: планирование, выстраивание связей. Все наши боты сразу учитывают все детали и#nbsp;нюансы
Если вам нужно в компании разработать обучающий бот, то вам к нам!

Мы создаем не просто чат-боты, мы создаем живых Educay-ботов, как Оскара, которого полюбила вся компания, опираясь на авторскую методику разработки, которую выверили практическим путем.